книга «Наука бытия и искусство жизни» Махариши Махеш Йоги

By Антін Кузнецов
*** книга «Наука бытия и искусство жизни» - Махариши Махеш Йоги ***

Определённость цели в осуществлении действия

Перед тем, как приступить к какому-то действию, необходимо сначала, чтобы ум имел цель, осуществлению которой будет служить это действие. Если действие начато, а цель забыта, то оно не будет продолжено.

Для успеха действия необходимо, чтобы поддерживался процесс действия, а для этого действующий должен поддерживать устремленность к цели. Если ум хочет осуществить действие эффективно и достичь самых желаемых результатов, то чрезвычайно важно, чтобы он не отклонялся от этой цели.

Эта целеустремленность может быть названа основой успеха любого действия, она служит также движущей силой процесса действия.

Не может существовать два мнения по поводу того, насколько важно сделать цель определенной.

Как эта способность может быть достигнута? Ответ заключается в развитии состояния ума, где внимание не рассеивается, но остается сконцентрированным и направленным на действие. Именно колеблющийся ум имеет привычку все время отвлекаться, и именно это состояние всегда является угрозой для продолжения действия и, следовательно, для устойчивости цели.

Поддержание целеустремленности зависит от привычки ума приступать к действию, только рассмотрев все “за” и “против” результатов действия. Для этого более всего необходимо обладать способностью твердо следовать одной линии действия до тех пор, пока действие не будет завершено.

В жизни человека не существует только одного дела, которое нужно выполнять все время. Не существует только одного условия жизни, в котором нужно постоянно находиться. Не существует только одного рода устремления, которое нужно постоянно лелеять. С начала дневной деятельности и до отхода ко сну существуют сотни областей активности и опыта, и все они имеют ценность в жизни. Поэтому мы не должны забывать, что наряду с целеустремленностью должна существовать способность переходить от одного вида действия к другому и от одной области активности к другой. Ум не должен быть постоянно направлен на один предмет. Это переключение с одной плоскости активности на другую должно быть для ума таким же естественным, как способность оставаться устремленным к осуществлению действия. Следовательно, ум должен обладать этой двоякой способностью, так что человек может участвовать в многообразной деятельности и познании различных сфер жизни.

Если человек хочет построить дом, его целеустремленность в осуществлении действия по строительству дома не должна достигать такой степени, что он перестает замечать все остальное в жизни. Он должен продолжать вести нормальную жизнь: есть, отдыхать, зажигать лампу и осуществлять свою обычную деятельность, какой бы она ни была. Всей такой деятельности и другим интересам в жизни должно быть позволено сосуществовать с поставленой целью постройки дома. Поэтому, когда мы стремимся к развитию качества целеустремленности, мы должны помнить, что осуществление действия не должно поглощать нас до такой степени, когда мы теряем из виду другие аспекты жизни. Часто, когда кто-то, например, художник, музыкант или ученый занят деятельностью, которая во всем соответствует его природе, он максимально погружается в свою работу и исключает другую активность. Хорошо быть однонаправленным на действия, которые являются естественными и приносят наслаждение, но при этом не должны страдать другие аспекты жизни.

Например, если человек, страстный ученый, все свое время проводит в лаборатории, его жена страдает, детям недостает отцовской любви и дружбы, дому не хватает его заботы. Это приводит нас к заключению о том, что, развивая целенаправленность, преданность работе, важно не обкрадывать другие сферы жизни человека. Культура ума должна быть широкой и разноплановой. Должен развиваться весь ум и его способности на всех уровнях. Поэтому, когда мы хотим развить целенаправленность, мы должны развивать её сбалансированным образом.

В предыдущей части [см. “Как установить контакт с Бытием”] мы видели, что практика Трансцендентальной медитации увеличивает сознательную способность ума и делает его более глубоким и более рациональным на всех уровнях. Только посредством этой практики можно развить в человеке важную способность к целеустремленности в действии, в то же время не связывающую его до такой степени, чтобы лишать его удовольствий в других аспектах жизни.

Так искусство развития определенности цели в осуществлении действия с целью достижения наиболее эффективных и желаемых результатов лежит в регулярной практике Трансцендентальной медитации и в поддержании всех остальных аспектов жизни нормальным и естественным образом.

Искусство осуществления действия, не причиняя никому вреда (ахимса)

Искусство осуществления действия, не причиняя никому вреда, заключается, прежде всего, в выборе действия, которое принесет благо для самого человека и всех других в его окружении, и, во-вторых, в использовании законных путей и средств для осуществления действия.

Если результаты полезны для действующего и его окружения, но путь, выбранный для осуществления действия, незаконный, то в окружении возникнет напряженность. При выборе полезного действия необходимо выбирать способ действия, который должен кроме того, быть безвредным. Способность выбирать только правильные действия для того, чтобы осуществлять их без вреда для окружающих, также очень важна.

Не достигнув состояния космического сознания, никто не может быть уверенным в том, что он выполняет действия, которые не причинят вреда другим, так как человеческому разуму не под силу судить о том, какое влияние оказывают его действия на различные слои мироздания в разное время. Воздействия так сложны и распространяются далеко во Вселенной, что человеческому разуму не под силу описать действие в смысле вреда или блага, принесенных мирозданию. Мы уже наблюдали это явление в главе “Индивидуальная и космическая жизнь”.

Поэтому единственный способ осуществлять действие, не причиняя никому вреда, – это поднять разум и сознание до уровня абсолютного, божественного сознания. Когда действующий утвердился на уровне космического сознания, любое начинание естественно будет в согласии с восходящим потоком эволюции, безвредным для него и для всего мироздания.

Отсюда мы делаем вывод, что способность осуществлять действие, не нанося вреда никому, основывается на регулярной практике Трансцендентальной медитации, которая так же успешно устанавливает индивидуальный разум в космическом сознании.

Искусство осуществления действия с целью получения максимальных результатов

Искусство осуществления действия с целью получения максимальных результатов основывается, во-первых, на действующем, его разуме, энергии, целеустремленности, точности мысли и действия, силе концентрации ума и, во-вторых, на его способности контролировать окружение с тем, чтобы оно благоприятствовало действию.

Для достижения максимальных результатов необходимо, чтобы действующий осуществлял его, наилучшим образом раскрывая свои способности. Максимальная способность требует в высшей степени развитого интеллекта и энергии со стороны производителя действия. Мы уже видели [см. “Как жить Бытием”], что огромнейшая энергия и разум обретаются, когда индивидуальное сознание достигает уровня космического сознания, и индивидуальная энергия, в то же время, достигает уровня космической энергии. Когда это происходит, огромное удовлетворение и способность концентрироваться и упорствовать естественно развиваются в уме. Обладая этими качествами, человек способен действовать с огромной точностью, достигая максимальных результатов с наименьшими затратами энергии.

Следовательно, улучшая свое сознание и сонастраивая себя с энергией космической жизни, человек может обрести способность выполнять работу таким образом, что она даст максимальный результат.

Однако, необходимо нечто большее, чем внутренняя способность и эффективность, чтобы получить максимум в результате совершения действия. Это – способность контролировать обстоятельства и окружение. Результаты ограничиваются сопротивлением со стороны окружения и обстоятельств. Если человек обладает способностью осуществлять действие таким образом, что окружение и обстоятельства автоматически становятся благоприятными и способствуют успеху, то ему, конечно, удастся достичь максимальных результатов действия. Если окружение можно сделать благоприятным для осуществления действия, то нет предела результатам, которые можно получить. Искусство обретения такой способности лежит в регулярной практике Трансцендентальной медитации.

Невинный простой подход к действию в согласии с законами природы является естественно успешным. Неверно считать, что человек должен тяжело работать для достижения максимальных результатов. Нет, дело не в тяжести работы, не она приносит максимальный результат. Опять же, действие приносит максимальный результат не благодаря умственным способностям действующего и огромным усилиям с его стороны. Основная и главная причина достижения максимального результата – чистота ума и сердца действующего и его невинный и искренний подход к действию на благо всех людей.

Мы увидели, что.в состоянии космического сознания, где ум находится в полной гармонии с окружением и естественным процессом эволюции, человек действительно достигает максимального результата с наименьшими усилиями.

Ранее мы также детально рассмотрели, как чистота сердца и ума действующего влияет на результаты действия. Мы можем сказать, что результат действия зависит от чистоты ума действующего. Если Ум на сто процентов чист, то есть человек достиг космического сознания, то результат будет стопроцентным. Если чистота ума – пятьдесят процентов, то есть, если эволюция человека составляет пятьдесят процентов, если человек развит только на пятьдесят процентов, то результат каждого действия составит пятьдесят процентов от максимально возможного.

Люди обычно считают, что успех их действия зависит от их способностей осуществлять действие, их разума, их сознательного ума и их энергии. Но все эти факторы имеют второстепенное значение. Основной фактор успеха действия – собственная чистота личности, осуществляющей действие.

Еще один фактор играет важную роль в получении результатов действия. Это карма, плоды действий, осуществленных в прошлом. Хороший, нравственный человек сделал в прошлом добрые нравственные дела, соответствующие процессу эволюции. Результаты тех добрых дел сейчас усиливают успех его действия в настоящем. Итак, мы обнаруживаем, что его нынешняя способность ума и тела, его разум и энергия приносят успех его действиям пропорционально влиянию хорошей или плохой кармы из прошлого.

Влияние хорошей кармы из прошлого приносит ему больше энергии, ясности мысли и способность принимать правильные решения, а также оказывает влияние на окружение, благоприятное для осуществления действия в настоящем.

Влияние плохой кармы из прошлого приносит скуку, неэффективность, потерю энергии, слабость и даже напряжение, и страдание, а также оказывает неблагоприятные влияния на его окружение, которое начинает препятствовать успешному осуществлению его действий и получению каких-либо существенных результатов.

Этот фактор кармы из прошлого лежит за пределами возможного контроля со стороны действующего. Самое лучшее, что он может сделать для того, чтобы нейтрализовать это влияние, это заняться практикой Трансцендентальной медитации, которая возвысит его сознание и окажет благоприятное влияние на его окружение. Когда сознание растет, возрастают энергия и разум. Тогда, каким бы ни было влияние из прошлого, это влияние не будет способно свести к нулю нынешнее действие. Несомненно, влияние прошлой кармы будет присутствовать, но оно не сможет полностью определять судьбу действия в настоящем.

Если бизнесмен теряет пятьсот долларов, потеря есть потеря на всегда. Но, хотя потеря всегда останется потерей, если две тысячи долларов заработаны на следующий день, то прибыль затмевает потерю.

Именно так, посредством регулярной практики Трансцендентальной медитации, дополненной силой благодеяний и нравственных поступков, негативное влияние прошлой кармы может быть нейтрализовано, и путь нынешней кармы будет более гладким. Тогда действие будет осуществляться без сопротивления или препятствий, давая максимальные результаты.

Формула получения максимальных результатов – это не обращать внимания на препятствия и негативные влияния, которые оказывают сопротивление осуществлению действия. Действующий должен заниматься действием и продолжать его, пока не будут достигнуты желаемые результаты. Благодаря процессу медитации повышается уровень сознания, приводя сознательный ум в созвучие с трансцендентным абсолютом вечного Бытия, которое является источником всей жизненной энергии и разума. Когда уровень сознания повышается, действие, осуществляемое на этом уровне жизненной энергии и разума, будет оказывать подавляющее влияние на карму прошлого и даст максимальные результаты. Именно так, силами нынешнего воздействия на карму, судьба контролируется. В этом заключается значение поговорки, что человек – хозяин своей судьбы.

Искусство осуществления действия так, чтобы сам процесс оставался радостью и не становился скучной и утомляющей задачей

Любое действие будет оставаться радостным процессом для действующего и его окружения только тогда, когда он обладает огромной энергией и разумом и не встречает сопротивления на пути реализации, получая отовсюду всевозможную помощь и поддержку. Действие не должно становиться испытанием способности человека. Он должен обладать такой уверенностью в себе, эффективностью и способностью концентрироваться, чтобы он чувствовал, что может справиться с любым действием.

Когда бизнесмен обладает огромным богатством, он не заботится о том, что тратит на рынке. Вся сфера бизнеса остается радостью для него, так как не имеет большого значения то, теряет он или приобретает; он уже имеет более, чем достаточно для своих целей. Подобным образом, когда действующий обладает большей энергией, чем требуется для осуществления какого-либо действия, действие протекает легко и остается радостью.

Что-либо, осуществляемое в согласии с природой ума, доставляет ему удовольствие, а что-то, осуществляемое вопреки его природе, раздражает его. Итак, если действие, предпринятое человеком, согласуется с природой его ума и ему под силу, то такое действие не может вызвать чрезмерного напряжения или быть утомительным. Только действием, подходящим темпераменту человека, он может наслаждаться.

Например, мальчику говорят отнести футбольный мяч в дом, расположенный в двух милях отсюда. Если он может футболить мяч по дороге к дому, то он доберется туда приятным и радостным образом. Доставка футбольного мяча не станет для него обременительным поручением, так как он играл с ним все время. Однако, если ему скажут нести его вместо того, чтобы позволить футболить, доставка мяча превратится в обременительную задачу. Такое действие перестает быть радостным, оно вызывает напряжение и беспокойство.

Если бы существовал способ, позволяющий поднять выполнение ежедневных действий человека до уровня радости, то им стала бы техника обретения способности осуществлять действия с радостью, и тогда они никогда не становились бы утомительными скучными или надоедливыми.

Если мать с любовью относится к своему ребенку, ребенка наполняет радость. Если мать просит его выполнить поручение, желание матери становится дополнительной волной радости для ребенка. Он вскакивает и выполняет то, о чем его попросили, в игривом и радостном настроении. Но если мать побила его, и он заплакал, почувствовав себя несчастным, а затем она приказывает ему выполнить поручение, её приказ становится дополнительной волной унижения для ребенка. Он выполнит поручение, но под большим давлением, оно станет для него тяжелым бременем.

Итак, если настроение радостное, осуществление любого действия будет радостным. Если настроение печальное, напряженное и обеспокоенное, то любое действие станет причиной дополнительного напряжения.

Следовательно, техника превращения всех действий в радостные действия заключается в принесении радости уму. Наполните ум огромной радостью не знающей границ, позвольте ему пропитаться абсолютным блаженством и тогда осуществление любого действия, каким бы оно ни было, принесет радость.

Таким образом, способность осуществлять действие с радостью основывается на пропитывании ума блаженством, на развитии абсолютного Сознания-Блаженства (Чит-Ананда) . Это единственное состояние вечного счастья, которое не знает печали. Это, как мы видели, легко достигается с помощью регулярной практики Трансцендентальной медитации.

Если ум не находится в естественном состоянии счастья, тогда никакая попытка быть радостным и счастливым при осуществлении действия не будет успешной. Только если сама природа ума наполнена радостью, действие может быть радостным. Это возможно только тогда, когда ум обрел статус чистого сознания. Только когда сознательный ум стал настолько близко знаком с блаженством трансцендентного Бытия, что никогда не теряет соприкосновения с ним, становится возможным осуществлять все действия с радостью.

Таким образом, мы увидели, что осуществление действия может быть радостным только, когда в самой природе ума присутствует спонтанная радость. В противном случае, любая попытка быть счастливым, осуществляя действие, будет добавлять напряжение, так как энергия разделяется между осуществлением действия и потребностью испытывать радость.

Современная практика проигрывания музыки на заводах с тем, чтобы у рабочих возникало чувство счастья, вызывает разделение внимания. Хотя есть работа, и она должна быть обязательно выполнена, для ума будет естественным стремление слушать музыку. Осуществление работы противоречит нормальной тенденции ума, то есть наслаждению музыкой. Таким образом, с одной стороны, в vмax рабочих создается напряжение, но также страдает качество работы. Хозяин включает музыку в мастерской, чтобы сделать рабочих счастливыми, но чистый результат этого – рост напряжения в уме, разделение внимания и постепенное снижение эффективности рабочих.

Любая искусственная попытка вызвать радость в области активности приводит к снижению эффективности деятельности и, в то же время, превращает деятельность в средство создания напряжения и перегрузки. Следовательно, любой неестественный метод создания радости приводит к проблемам в области деятельности и к напряжению действующего. Единственный путь сделать всю область действия радостной – это наполнить ум радостью. Позвольте самой природе ума превратится в природу радости; это может быть легко достигнуто посредством системы Трансцендентальной медитации. Искусство должного планирования действия

Должное планирование действия зависит от ясности ума, что, как мы видели в главе “Мышление и искусство Бытия”, легко достигается с практикой Трансцендентальной медитации. Пока действие правильно не продумано, и его шаги правильно не спланированы, каждая стадия его осуществления будет, вероятно, оставаться смутной и, следовательно, неудовлетворительной для действующего и всех тех, кого оно касается.

В современном мире, когда существует давление времени при осуществлении действия, становится еще более необходимым осуществлять должное планирование для эффективного исполнения работы. Для должного действия необходимо должное планирование. Эффективное планирование зависит, во-первых, от состояния ума человека и, во-вторых, от обстоятельств и имеющихся под рукой ресурсов. Оценка ресурсов и оценка вероятности получения дополнительных ресурсов или оценка возможности завершения работы имеющимися под рукой ресурсами является необходимой частью планирования.

Если начинание исходит из чистого, расширенного сознания, то ресурсы приходят в руки в соответствии с потребностью. Для человека с высоким уровнем развития сознания, едва ли существует какая-либо необходимость в планировании. То, что приходит на ум, руководит ходом действия, а природа обеспечивает ресурсами его осуществление. Развитые души говорят так, как они чувствуют, спонтанно без оглядки. Их чувство находит конкретное выражение в результатах, и успех следует за их устремлениями. Природа способствует осуществлению их желаний. Плана не существует. Им нужно только начать работу, а работа позаботится о себе. Вся сила природы стоит за таким начинанием.

Путь достижения этого автоматического планирования – поднять сознание человека до уровня космического сознания, где все силы всемогущей природы будут благоприятствовать осуществлению желания. Это – наиболее эффективная техника, хотя она не включает никакого планирования. Развитие способности такого автоматического планирования в процессе осуществления действия заключается в обретении состояния настолько близкого к космическому сознанию, насколько это возможно, посредством регулярной практики Трансцендентальной медитации.

План быть регулярным в практике медитации утром и вечером будет основой автоматического планирования любого начинания.

Но в чисто практических целях, пока сознание не достигло достаточно высокого уровня, необходимо прежде, чем приступить к работе, заглянуть в окружение и обстоятельства и оценить вероятность успешного осуществления, принимая в расчет имеющиеся под рукой ресурсы. Фактор времени является также важным фактором в механике планирования действия. И, хотя, подобное планирование с точки зрения высокоразвитого сознания кажется пустой тратой времени, необходимо.быть реалистом относительно своего собственного уровня сознания и жить по своим средствам. Если у нас есть определенный объем ресурсов, мы начинаем действие после того, как запланировали закончить его с данным количеством средств.

Когда мы рассматриваем важность планирования, мы должны помнить, что автоматическое оборудование производит безошибочный продукт, без отклонений от нормы и брака; если оборудование не автоматическое, конечный продукт может быть несовершенен. Если бы мы могли ввести систему автоматического планирования посредством поднятия уровня своего сознания до состояния, где планирование и выполнение работы происходит одновременно, случаев отклонения и ошибок было бы, безусловно, гораздо меньше. Но пока мы не достигли такого состояния ума, то в наших интересах потратить некоторое время на должное планирование.

Если планирование эффективно, то действие отнимет меньше времени и будет осуществлено с минимальными затратами энергии, принося максимально возможные результаты в данных обстоятельствах. Планирование должно вестись надлежащим образом, но должен существовать и предел планирования.

Планирование не должно занимать слишком много времени, иначе его не останется для других достижений в жизни. Фактор времени, который является самым ценным фактором в жизни, не должен упускаться из виду. Посредством практики Трансцендентальной медитации необходимо достичь более высокого уровня сознания для того, чтобы развивать широкое видение, предвидение, ясное мышление, интуицию, силу воображения и точность мысли, которые все вместе образуют основу должного планирования. Однако, для овладения искусством планирования, необходимо стремиться к достижению космического сознания, которое создаст необходимые условия для “автоматического планирования”. Это даст ключ к успешной экономии во всех областях жизни, что является основной целью планирования.

(Visited 2,319 times, 1 visits today)

Pages: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64