книга «Наука бытия и искусство жизни» Махариши Махеш Йоги

By Антін Кузнецов
*** книга «Наука бытия и искусство жизни» - Махариши Махеш Йоги ***

Карма и искусство Бытия

Философия кармы – это простая философия действия и ответного действия (реакции): что посеешь, то и пожнешь. Закон сохранения энергии подтверждает теорию кармы. Каждое действие производит свой результат или ответное действие действующему и его окружению.

Когда человек думает, процесс мышления является осуществлением действия мышления. Подобным образом речь, действие, поведение или опыт – различные уровни осуществления действия.

Когда мы бросаем в пруд камень, он тонет, но вызывает волны на его поверхности. Волны расходятся до тех пор, пока не достигают берега, где они сталкиваются с частицами песка и производят на них влияние, либо отбрасывая их, либо увлекая их в пруд. Влияние имеет место повсюду, по всему пруду и по всему берегу. Так действие влияет на действующего и его окружение.

Каждой мыслью, словом или действием человек продуцирует волны влияния в окружающей атмосфере. Качество влияния зависит от качества произведенного действия; степень ответного действия, распространяющегося в окружении, зависит от силы пpoизведенного действия. Следовательно, мы обнаруживаем, что каждый момент жизни оказывает какое-то влияние на атмосферу в процессе дыхания, мышления, речи и поведения.

Рассмотрим, насколько далеко распространяется влияние действия. В случае с прудом, влияние волны, какой бы маленькой она ни была, простирается на весь пруд. Подобным образом волны вибрации, возникающие в результате действия, сталкиваются со всем в окружении, ближайшем и отдаленном. Они ударяются обо все на Земле, Луне, Солнце и звездах и расходятся по всей Вселенной, оказывая влияние на все, что встречается на их пути. Влияние зависит от качества и силы действия.

Ответное действие, вызванное этими вибрациями при их столкновении со всем во Вселенной, возвращается к действующему, как резиновый мяч, брошенный в стену, отскакивает назад к игроку. Очевидно, что ответное действие из ближайшего окружения достигает действующего быстрее, чем из отдаленного.

Например, человек говорит слово; при произнесении он производит вибрации. Эти вибрации распространяются и ударяются о дерево, оказывая какое-то влияние на дерево. Они возвращаются к говорящему. Вибрации распространяются дальше и ударяются о гору; чтобы возвратиться оттуда к говорящему, им требуется больше времени. Они достигают Луны, и на их возвращение требуется еще больше времени. На то, чтобы достичь Солнца и возвратиться к сказавшему, уйдет еще больше времени. В небе есть звезды, свету которых требуются миллионы лет, чтобы достичь Земли, поэтому на то, чтобы влияние действия достигло их и возвратилось к действующему, уйдут многие миллионы лет. Это показывает, как действие, распространив свое влияние на весь космос, в конце концов, возвращается в виде ответного действия к действующему.

Тогда возникает вопрос: как может плод действия достичь действующего спустя тысячи и миллионы лет? Жизнь человека продолжается лишь несколько десятков лет или, может быть, сто лет. Как ответное действие произведенное в атмосфере, возвращается к действующему, когда его уже нет в этой жизни?

Человек посылает письмо своему отцу, который живет очень далеко. Если, отец переехал в другой город, письмо переадресуется ему. Если необходимо, письмо снова переадресуется до тех пор, пока местонахождение отца можно определить. Если отца найти больше нельзя, но можно найти его сына или ближайшего родственника, то письмо отправится к ним. Кровное родство – это маршрут, благодаря которому ответное действие настигает действующего.

Если действие совершается сейчас, его влияние достигнет действующего через тысячи лет. Оно настигнет душу, где бы она ни была во Вселенной. Тем, кто не понимает философии второго рождения и жизни после смерти, будет трудно понять философию кармы. Как может действие, совершенное сейчас, давать плоды на протяжении миллионов лет? И как может его влияние достигать действущего, где бы он ни находился и какую бы жизнь не жил?

Пока душа не освободилась, пока индивидуальная душа не слилась с космическим существованием, до тех пор она будет сохранять свою индивидуальность, в каком бы мире или теле она не находилась. Индивидуум будет продолжать существовать как индивидуум и будет продолжать получать плоды кармы из прошлого.

Когда человек освободился, и его индивидуальность растворилась в космическом существовании, тогда влияние его прошлой кармы получит его сын или внук, или те, кто имеют с ним кровную связь. Ответное действие будет продолжаться, а если не останется никого из его семьи, влияние обратится на тех, кто ближе всего стоит к его кровным родственникам, их друзей и близких.

Карма, ответное действие или плод действия, неизбежно достигает действующего. Как теленок находит свою мать в большом стаде из тысячи коров, даже если в стаде огромное количество коров, теленок подойдет только к своей матери; как письмо, адресованное человеку, приходит именно к нему и ни к кому другому, так и плод действия достигает именно действующего. Вот почему существует пословица: “Что посеешь, то и пожнешь”.

В соответствии с философией кармы, кем бы ни являлся человек – это результат его прошлого. Если человек счастлив, это -результат его благих действий в прошлом, результат того, что он произвел хорошие, счастливые и гармоничные вибрации в атмосфере своими добродетельными поступками. Если человек страдает в настоящем, это – следствие того, что он распространил влияние горя, нездоровья и страдания в атмосфере в свое время.

Только он один отвечает за свое счастье или страдание. Если человек наслаждается, он наслаждается в результате своих собственных действий; если человек страдает, он страдает в результате своих собственных деяний.

Если человек приходит к нам, принося много радости, мы думаем, что он, по природе, человек, “до краев” переполненный счастьем. Но философия кармы утверждает, что он просто переполнен счастьем по отношению к нам, так как в этот момент возвращает нам счастье, которое мы сами однажды принесли в мир. Ответное действие нашей хорошей кармы возвращается через него. Он только доставляет его нам точно так же, как почтальон доставляет наше письмо. Если бы он действительно был человеком, переполненным счастьем, то никогда, ни в какое время он не смог бы приносить несчастье другим.

Если человек кажется хорошим одним и плохим – другим, он не может быть только хорошим, иначе бы он казался хорошим всем. Если он только плохой, он казался бы плохим всем. Но никто не может быть только плохим или только хорошим. Каждый бывает иногда хороший, а иногда – плохой. Таким образом человек становится носителем хорошей или плохой кармы других людей. Он приносит несчастье вам, когда становится носителем ваших плохих деяний, и он приносит вам радость, когда возвращает влияние ваших добрых действий. Поэтому, когда приходит горе, нам не следует винить других, а, когда приходит счастье, нам следует всегда сохранять спокойствие, которое есть состояние гармонии в божественной природе.

Знание философии кармы должно вдохновить нас на благодеяния. Как определить, что хорошо и что плохо? Общество предлагает широкое толкование добра и зла; среди людей существует общепринятое понимание добра и зла. Другой критерий оценки предлагают законы, правящие страной; мы должны, по меньшей мере, подчиняться законам страны, в которой живем.

Если мы хотим глубже рассмотреть качества добра и зла, нам следует изучить священные писания своих религий. Если мы следуем индуизму, священные писания индуизма говорят нам что правильно, а что нет. Если мы буддисты, священные писания буддизма становятся для нас критерием.

Нам не нужно анализировать, чем эти писания отличаются одно от другого, но нам следует найти удовлетворение в той религии, к которой мы принадлежим. Истина присутствует в писаниях всех религий; поэтому исповедующие одну религию могут читать писания других, но лучше не путаться, изучая для сравнения другую религию. Лучше следовать писанию своей религии.

Итак, священные писания могут быть приняты в качестве критерия оценки добра и зла. Иногда утверждения в писаниях могут показаться противоречивыми. Это происходит потому, что в относительной области жизни ценности меняются с течением времени в зависимости от обстоятельств и окружения. Когда мы апеллируем к понятиям добра и зла, тогда то, что считается добром в одной ситуации, в одном месте, в одно время может оказаться злом при других обстоятельствах. Подобным образом, даже в писаниях понимание добра и зла может оказаться различным, что связано с различием во времени, обстоятельствах или окружении. Но огромную часть неправедных деяний можно было бы предотвратить, если бы мы следовали писаниям, даже основываясь на нашем ограниченном понимании. Это лучше, чем вообще не следовать им.

Нам следует жить в своей жизни абсолютным добром. Но где нам найти критерий абсолютного добра? Кто скажет нам, как следует лепить самих себя и свое окружение, чтобы жить жизнью абсолютного добра?

Если мы хотим иметь абсолютный стандарт правильного и неправильного, то он доступен нам. Это путь к тому, как жить в соответствии с философией кармы [Карма – это термин, который имеет различные значения в зависимости от контекста, а именно: “действие”, “сила действия”, “результат действия”, “впечатление от опыта действия”; обычно, на Западе карма ассоциируется лишь с плохим действием и результатом негативного действия, но слово “карма” не делает различия между хорошим и плохим; оно просто относится к действию; хорошая карма означает хорошее действие, плохая карма означает плохое действие, но сама карма просто означает “действие”]. Мы увидим, как карма, или действие, может основываться на абсолютном добре.

Перед тем, как мы попытаемся найти карму, посредством которой весь поток жизни может быть направлен только к добру. Давайте рассмотрим, что мы подразумеваем под понятиями: хорошее или плохое, добродетель или зло.

То действие, которое оказывает хорошее влияние на действующего в настоящем, обеспечивает ему хорошее будущее и оказывает хорошее влияние на всех уровнях окружения. Любое действие, которое оказывает жизнеутверждающее влияние на действующего и его окружение, является хорошим, добродетельным действием. Любое действие, которое оказывает пагубное влияние на действующего или окружение на любом уровне жизни, в настоящем или будущем, можно назвать плохим, неправильным, греховным и безнравственным.

Следовательно, у нас есть критерий правильного и неправильного действия. Действие должно приносить добро и быть во благо действующему и всей Вселенной в настоящем и на все времена. Это абсолютное определение добра и зла.

Мы увидели, что влияние действия не ограничивается только действующим и настоящим временем, оно воздействует на настоящее и будущее действующего и всей Вселенной. Кто же тогда может определить, какое влияние оказывает действие человека в какое-то определенное время? Кто может знать, как оно повлияет на определенный слой Вселенной в настоящем или будущем? Диапазон влияния действия невозможно вычислить; оно простирается через все границы времени, пространство и причинность. Поэтому влияние действия выходит за пределы человеческого ума. Никто не может сказать какое влияние произведет действие человека в определенное время, в определенном месте, на том или ином уровне мироздания.

Понимание всего влияния кармы лежит вне поля человеческого ума. Если это так, то кто может определить, что есть правильно, а что есть неправильно, и следует ли осуществлять действие или от него следует отказаться?

Представляется невозможным установить, что является правильным и что неправильным, исходя из интеллектуального понимания, и даже попытаться сделать это было бы чрезвычайно сложно. Но возможно регулировать весь поток жизни так, чтобы каждое осуществленное действие естественно было хорошим или правильным. Давайте проанализируем эту возможность и откроем, как каждая мысль, слово и действие могут быть направлены на благо индивидуума и жизни всей Вселенной.

Под жизнью Вселенной мы понимаем её поддержание и эволюцию. Поддержание и эволюция бесчисленных существ на бесчисленных уровнях мироздания осуществляются естественно и автоматически и управляются природными законами. Мы видели в главе “Космический закон”, что на основе вечного, неизменного космического закона все законы природы, жесткие по своему характеру, продолжают функционировать на различных уровнях, поддерживая и двигая жизнь. Весь космический процесс эволюции осуществляется законами природы, которые, в конечном итоге, основаны на космическом законе.

Поскольку существует способ, позволяющий направить поток жизни индивидуума в плоскость космического закона, весь процесс поддержания индивидуальной жизни, её прогресс и эволюция могут протекать естественно и автоматически. Поскольку существует способ, позволяющий регулировать жизнь человека с помощью Законов Природы, то все мысли, речь и действия человека могут оказывать влияние в соответствии с этими законами, направленными на поддержание и эволюцию всего сущего.

Мы видели, в главе “Космический закон”, что ум индивидуума может быть приведен в созвучие с трансцендентным, абсолютным чистым сознанием в результате простой техники Трансцендентальной медитации, которую может практиковать любой человек в любом месте, в любое время.

Это должно побудить каждого индивидуума привести свою жизнь в созвучие с природными законами, которые поддерживают жизнь и эволюцию. Таким образом он сможет каждой мыслью, словом и действием благотворно влиять на себя самого и других, в настоящем и во все времена.

Это и есть философия кармы, которая раскрывает нам безграничную сферу кармы, постоянно возрастающее влияние кармы на действующего. Она раскрывает нам, что, даже несмотря на то, что масштабы влияния действия выходят далеко за пределы человеческого понимания, мы можем, осуществляя действие Трансцендентальной медитации, достичь уровня жизни, где все, что мы делаем, естественно будет в гармонии и в ритме с космической жизнью, будет поддерживаться и способствовать эволюции всех существ во Вселенной, тем самым приносить только добро, будучи добрым.

Когда посредством Трансцендентальной медитации область относительного существования, сама природа ума пропитывается Бытием, вся карма становится кармой абсолютной справедливости.

Это прямой и практический путь к тому, чтобы делать только добро во все времена всем существам и, в то же время, жить в абсолютной свободе от связывающего влияния кармы.

Теперь мы рассмотрим границы и свободу, и их отношение к карме. Как может действующий быть свободным от сковывающего влияния кармы? Прежде, чем мы рассмотрим этот вопрос, следует разобраться, что имеется в виду под свободой и несвободой.

Бытие не проявлено, по своей природе, а карма проявлена. Именно карма делает его проявленным и, следовательно, непроявленное Бытие в своей сущностной природе, будучи трансцендентным и абсолютным, противопоставлено природе кармы. Карма преходяща, тленна; Бытие вечно, абсолютно. Бытие – чистое сознание абсолютной природы; карма основывается на сознательном уме. Благодаря карме, чистое сознание Бытия преобразуется в сознательный ум. По своей природе, Бытие – вечное единство; карма создает многообразие в единстве. Так, мы обнаруживаем, что природа кармы противоположна природе Бытия, хотя Бытие и является источником кармы. Такова фундаментальная связь между Бытием и кармой. Мы видели, что природа ума затеняется опытом, действующий затеняется своим действием, думающий затеняется мыслью. Это затенение сущностной природы ума описывается как сковывающее влияние действия, или кармы.

Однако, с практикой Трансцендентальной медитации ум действующего полностью насыщается качеством Бытия, и действию не удается затенить его природу. Его сущностная природа, Бытие, поддерживается тогда, и действие осуществляется таким образом, что не затеняет его природу. Человек тогда остается не скованным действием, и действие не сковывает действующего. Таким образом, когда поддерживается Бытие, карма не может связывать.

Невозможно избежать кармы. Действие должно продолжаться, так как жизнь – это активность, сама природа её – динамичность. Следовательно, физически невозможно избежать кармы, или действия. Итак, мы видим, что до тех пор, пока Бытие не врастет в природу ума, невозможно избежать связанности действием.

Свобода от кармы достигается в результате обретения статуса вечного Бытия. Посредством действия Трансцендентальной медитации возможно создать внутри нас самих ситуацию, когда мы всегда будем оказывать хорошее влияние на самих себя и всю Вселенную. В то же время возможно подняться над связывающим влиянием действия и жить жизнью вечной свободы. Это и есть философия кармы. Она рассматривает не только правильное или неправильное и далеко идущие влияния действия, но также предлагает технику, позволяющую подняться над его связывающим влиянием. Более того, она анализирует структуру кармы и обеспечивает техникой, позволяющей усилить действие для получения более эффективных результатов. Это мы рассмотрим дальше.

Слабое действие, естественно, произведет слабый эффект, а сильное действие – сильный эффект. Сила действия, в первую очередь, зависит от силы мысли. Мы обнаружили, что когда источник мысли входит в диапазон сознающих способностей ума, сила мысли становится бесконечно огромной. Это показывает, что техника усиления действия заключается в направлении нашего внимания к источнику мышления, полю Бытия [см. “Мышление и искусство Бытия”].

Действие, основанное на мощной мысли, породит мощное влияние и результаты. Следовательно, для того, чтобы получить мощные результаты и насладиться плодом действия, необходимо привести ум к области Бытия или посредством практики Трансцендентальной медитации пропитать природу ума Бытием так, чтобы сознательный ум всегда был насыщен качеством Бытия. Когда ум насыщен мощью Бытия, его созидательность бесконечно велика и мощные действия могут быть предприняты, чтобы получить желаемый результат с наименьшими затратами энергии.

Это техника, которая позволяет действующему наслаждаться плодами своих действий с наименьшими затратами энергии и производить бесконечно огромное влияние мира и гармонии на всю Вселенную. Это умение действовать, которое заключается в перенесении нашего внимания к источнику мысли или пропитывании Бытием природы нашего ума посредством регулярной практики Трансцендентальной медитации, а также в действии с этого уровня Бытия.

Карма, или действие с уровня Бытия или на уровне Бытия, обладает бесконечным качеством. Она осуществляется за счет минимальных затрат энергии и дает максимальный результат для действующего и всего мира. Действующий, наслаждаясь результатами и живя в плоскости Бытия, остается вечно свободным от связывающего влияния кармы. Философия кармы учит нас такому умению действовать. Оно развивается естественно в индивидууме с помощью простой практики Трансцендентальной медитации, которая приводит наш сознательный ум к области Бытия. Итак, когда действие осуществляется на уровне Бытия, карма способствует достижению цели жизни, каковой является эволюция в высочайшей степени.

Цель жизни – наслаждаться Сознанием-Блаженством и развиваться до вечного состояния освобождения, при этом осуществляя и наслаждаясь максимумом в жизни, достигая величайшего блага для самого себя и других. Философия кармы учит нас, как, осуществляя это действие привлечения нашего внимания к области трансцендентного Бытия, мы можем достичь цели своей жизни и сыграть свою роль в космической эволюции.

Карма, произведенная умом, который не практиковал Трансцендентальную медитацию, мотивирована эгоистичными желаниями, которые могут быть или не быть благом для действующего и всей Вселенной. Несомненно, основным мотивом ума, не находящегося на уровне универсальной космической жизни Бытия, будет эгоизм, действия не будут абсолютно правильными для действующего или Вселенной. Такая карма вызывает напряжение в функционировании Законов Природы, которые управляют процессом эволюции всех существ. Она малоэффективна, требует огромного усилия для своего осуществления и вызывает огромное напряжение в жизни индивидуума и его окружения. Более того, она связывает ум, ум остается связанным этой кармой и её плодами.

Поэтому, какой бы ни была цель кармы, только одна техника способна успешно принести самые лучшие, самые эффективные и самые мощные результаты. Это означает вовлечь ум вовнутрь, позволить ему достичь области трансцендентного Бытия и возвратиться, чтобы произвести действия, которые будут эффективными и будут приносить удовлетворение на всех уровнях. В то же время ни осуществление действия, ни его результаты не будут связывать, и действующий будет находиться в вечной свободе, осуществляя действие в свободе, наслаждаясь результатами в свободе и создавая максимум блага для себя самого и окружающих.. Такова философия кармы, которая находит свое осуществление в простой практике Трансцендентальной медитации.

Искусство Бытия в области кармы лежит в поддержании состояния Бытия независимо от типа или состояния кармы. Какой бы ни была активность, каким бы ни было действие, производимое умом, чувствами или окружением, Бытие должно неизменно поддерживаться. Это и есть искусство Бытия в области кармы.

Искусство Бытия в области кармы заключается в том, что, хотя карма по природе противоположна Бытию, сама она приводится к уровню Бытия. Бытие поддерживается в своем статусе, и карме не удается оспорить его обоснованность. Когда и карма, и Бытие поддерживаются на уровне ума, тогда это означает одновременно искусство кармы и искусство Бытия. Карма и Бытие находят свое осуществление в регулярной практике Трансцендентальной медитации.

(Visited 2,319 times, 1 visits today)

Pages: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64