Коша — оболочка. Пять Кош [оболочек] человека: Аннамая-коша, Пранамая-коша, Маномая-коша, Виджнянамая-коша, Анандамая-коша.
Коша (कोश) – это одна из “оболочек” человека, которые “покрывают” его Дух (“Истинное Я”, Атман).
Есть пять Кош у каждого человека.
Их часто изображают как слои человеческих невидимых оболочек:
1) Аннамая-Коша;
2) Пранамая-Коша;
3) Маномая коша
4) Виджнянамая-Коша
5) Анандамая-Коша.
* * *
Панча-Коша — “пять оболочек” — называют так:
1) АннаМая-Коша — “оболочка питания” — Анна.
2) ПранаМая-Коша — “оболочка энергия” — Прана/Апана).
3) МаноМая-Коша — “оболочка ума” — Манас.
4) ВиджнянаМая-Коша — “оболочка мудрости” — Виджняна.
5) АнандаМая-Коша — “оболочка блага (блаженства)” — Ананда.
Если человек знает о тонких влияниях Пяти Элементов (Панча-МахаБхута) в каждой Коше, то он различает как его “Я” (Дух, Атма) проявляется во окружение (материализуется). Техники постижения этого описывают философии Веданта и Йога.
Пять оболочек
1) АннаМая-Коша – это оболочка физического проявления Духа (“Я”, Атмы). Она питается от пищи человека. Человек чувствует жизнь в этом своём “слое” (оболочке) материально, то есть ощущает себя как набор тканей своего тела, отличая себя от других подобных физических тел, и на этом уровне единственной реальностью кажется материя (отождествление себя со своим телом).
2) ПранаМая-Коша состоит из Праны (Жизненного Принципа). Прана оживляет тело, и связывает вместе тело и ум (‘Анна‘ и ‘Манас‘). Прана пронизывает всё тело, но у неё есть только одно физическое проявления — дыхание. Пока этот Жизненноважный Принцип присутствует в материальном теле, то жизнь материального тела продолжается. В сочетании с пятью органами действия Прана образует жизненную оболочку. Прана связана с изменениям Ваю (Первоэлемента Воздуха), которые тоже входит и выходит из тела.
3) МаноМая-Коша состоит из Манаса (Воспринимающего ума, Восприятия). Восприятие (‘Манас‘, “Ум”) вместе с пятью органами восприятия составляют МаноМая-Кошу. Эта воспринимающая оболочка (“оболочка ума”) ещё ближе к индивидуальности (к “Я”), чем АннаМайя-Коша и ПранаМая-Коша. Она – это причина отличия между “Я” и “Моё”. Шанкара говорил, что Манас подобен облакам, которые ветер то приносит, то уносит. Как иллюзии (“оковы”, “ограничение”) человека вызваны его Восприятием (Манасом, “Умом”), так и освобождение (“просветление”, Мокша) тоже обусловлена только уровнем чистоты Восприятия (“Ума”).
4) ВиджнянаМая-Коша основана на Виджняне, то есть на Интеллекте — не инструменте, который дискриминирует (различает), определяет (понимает) и желает (имеет волю, принимает решения). ВиджнянаМая – это сочетание и применение интеллекта и пяти органов чувств. Эта оболочка – это последующее развитие мышления, которое основано и на Восприятии (Манасе, Уме), и связано с органами восприятия. Буддхи [интеллект] плюс Манас [Восприятие] и органы знания (познания) являются причиной реинкарнации человека. ВиджнянаМая-Коша – это оболочка знания, которая показывает силу Читы (мышления) и является отражением Пракрити (Материальной Природы). Её функция – это познание, и она отождествляет себя с знанием.
Знание кажется Высшим, но на самом деле это не так (это так только на определённом уровне сознания). Есть Сущность (Принцип, Закон), которая выше чем Знание.
Это оболочка знания — ВиджнянаМая-Коша — не может быть “Высшим Я” человека (не может быть абсолютной и высшей) по следующим причинам:
* она переменчива;
* она не есть сознание (“разум”);
* она имеет ограничения;
* она не постоянна (не вечна, не стабильна).
5) Анандамая-Коша состоит из Ананды — Высшего состояния (Блага, “счастья”, “блаженства”). Эту оболочку также называют “причинной” (“каузальной”). Её роль наиболее проявлена в сознании в фазе глубокого сна, когда Восприятие (Манас, “Ум”) и органы восприятия (“чувства”) не функционируют, она единственная разделяет “Я” (Дух, Атму) от внешнего мира (проявленной Вселенной). Говорится, что АнандаМая – это то, что состоит из Высшего Блага (“Блаженства”), и является самой глубокой, сущностной оболочкой. Оболочка Высшего Блага проявляется только лишь либо во время глубокого сна (без сновидений), либо как состояние сознания святого (просветлённого) старца. В то время как в состоянии сознания при сновидениях и в бодрствующем состоянии сознания она лишь частичное проявление. Эта “благая оболочка” (АнандаМая-Коша) человека – это ближайшее отражение его Духа (“Истинного Я”, Атмана), который есть абсолютный (истинный).
***
С точки зрения Ведической философии Панча-Коша — пять оболочек — человека описываются так:
Так же, как каждый из пяти ПервоЭлементов (МахаБхут) — Земля, Вода, Огонь, Воздух, Эфир — появляются в соответствующих проявлениях каждый из пяти органов восприятия (“чувств”), тоже так познающий (риши) познает ещё более утончённые “причины” (слои, оболочки существования) человека и их проявления, которых тоже пять.
В частности, АннаМая-Коша (“грубая оболочка”) основана на ПервоЭлементе Земли; а самая утончённая оболочка АнандаМая основан на ПервоЭлементе Эфира.
Важно не интеллектуальная информация (“сведения”) об этих оболочках человека, а непосредственное осознание (прямое восприятие) их отражения Духа (“Высшего Я”, Атмана), который находится внутри самой утончённой оболочки и управляет 5 ПервоЭлементами, 5 видами “энергий” (объектов), 5 органами восприятия (“чувствами) и 5 Кошами.
Поэтому есть 20 главных понятий в философии (в знании жизни): пять ПервоЭлементов, пять Энергий (Пран, Ваю), пять Восприятий (Индрий) и пять оболочек (Кош) человека.
// Антон Кузнецов
// мастер и учитель Тантра-Джйотиша
Shortlink for this post:
https://jyotisha.net/?p=3353