(1) Хора-Шастра — наука Ахо-Ратри, (2) Духовность и этика Джйотиша, (3) Что означает астрология «Ведическая», (4) Гуны — модусы поведения.
Джйотиш [Ведическая астрология] — выпуск # 30
В выпуске темы:
- Хора-Шастра – это наука ‘Ахоратри‘.
- Духовность и кодекс поведения.
- Что означает “Ведическая” в фразе «Ведическая астрология»?
- Гуны — качества поведения и природа предопределённости
Хора-Шастра как наука ‘Ахо-Ратри‘
В 3-й шлоке 1-й главы Вараха-Михира говорит: “Науку Джйотиш [«Ведической астрологии»] называют ‘Хора‘ — Хора-Шастра, это название систоит из двух слов – ‘Ахо‘ и ‘Ратри‘;
эта наука рассказывает результаты (плоды — ‘Пхала‘) хороших и плохих дел, совершенных людьми, в том числе в предыдущих рождениях”.
‘Ахо‘ на Санскрите означает “день”, а ‘Ратри‘ означает “ночь”.
Здесь автор объясняет, что Хора-Шастра — наука о влиянии времени — определяется положением Грах [планет] во время [момент] рождения.
Греческие слова “гороскоп” (Horoscope) и “горология” (“Horologue”), английские слова “Hour” [Хора — «час»], произошли из Санскритского корня ‘Хора‘. Они означают связь со временем и выражают влияние времени на мироздание, на людей, и на остальные являения и сущности.
Слово ‘Хора‘ образовано из слова ‘Ахоратри‘ отбрасыванием первого и последнего слогов и оно подразумевает влияние времени, указанное грахами [планетами], разделами зодиака и звездами в момент рождения человека или любого объекта. Подробнее о результатах, заслуженных предыдущими рождениями, говорит понятие кармы [действия] и Закона кармы — Закона причины и следствия (Закона Ответственности за действия). ‘Хора‘ на Санскрите записывается двумя буквами ‘Хо‘ и ‘Ра‘, первый означает земные воздействия, второй выражает солнечные влияния. Таким образом, ‘Хора’ означает и включает все земные и планетарные влияния и результаты, что может быть предсказано.
У слова ‘Хора‘ также есть другое значение. Хора означает 1/24 продолжительности дня (от восхода до восхода), или 2½ гхати (около 1 часа, ведический день делится на 60 гхати).
Знание Хора-Шастры — знание прошлого и будущего — даёт возможность проследить существующие неблагоприятные влияния, знать тенденции и использовать корректирующие меры (средства коррекции), чтобы избежать неблагоприятностей. Джйотиш [Ведическая Астрология] не фаталистича, она просто показывает «-» (“наказания”, неблагоприятное) и «+» (“поощрения”, благоприятное) за неправильное или праведное поведение человека (в том числе — в предыдущих воплощениях). И человек имеет возможность и право знать об опасностях и негативности (зле) и избежать неблагоприятных результатов в настоящем и будущем.
Духовность и приниципы поведения (этика)
Все люди, желающие изучать Ведические науки, должны подняться на уровень правильного поведения. Человек должен придерживаться принципов Высшего Закона (Дхармы) — таких как правдивость, чистота, достоинство, честь, благородство, простота, скромность, самоограничение (аскетизм).
Во время “Эпохи Невежества” (Кали-Йуга) эти качества постепенно уменьшается (до полного изчезновения). Это происходит из-за тенцендий, противоположных духовности (Адхармы).
Поэтому все люди ради их собственной пользы следовать Высшим принципам.
Что означает “Ведическая”?
‘Веда‘ означает “подлинное знание”, “истинное Знание” “Знание Истины”. “Ведический” означает “относящийся к подлинному знанию, к истине”.
Творец, всегда находящийся в своей обители Духовного Мире, создает нас — живых люжей (Дживы) — из Света, сияющего в Высшей Реальности.
В самой своей глубине — в Высшей Реальности — мы подобны лучам света (Божественным искарам), но полностью осознающие свою Высшую суть. В этом состоянии может начаться движение, которое заставляет душу человека искать различения и действий. Таким образом, мы входим в как материальный мир — Внешнюю Реальность, где внешние материальные проявления Творца окружают нас со всех сторон как Вселенная.
Цель прихода в этот Проявленный мир состоит в том, чтобы получить главный урок. Хотя получаемые уроки трудны и часто болезненны. Через них мы узнаем наши отношения (‘Самбандха-Гйана‘) со всем окружением, в том числи с людьми, с Природой-Вселенной, с Высшими Силами — Богом.
Природа—Вселенная—Мироздание находится под управлением Высших Сил и помогает нам в росте сознания с помощью процесса познания (прямого опыта — непосредственного восприятия). В итоге, человек сможет узнать, что он узнает свою врождённу природу (Пракрити).
Природа—Мироздание—Вселенная создана Творцом—Создателем (Брахмой), которые обладает Полным Знанием всего обо всём, в частности полное знание о том, как создать материальный мир. Лучшее писание, которое рассказывает о самом первом диалоге между Вишну и Брахмой во время сотворения мира, – это Брахма-Самхита. Это великое священное
писание, рассказанное Правителем Брахмой, дает подробную информацию о том, что было главным, какое главное знание было дано Брахме через Гайатри-Мантру.
Часть этого знания была знанием Астрологии. В действительности Брахма создает материальный мир под руководством и властью Вишну. Брахма непосредственно знает управляющие системы, используемые здесь, потому что он установил их там, даже несмотря на то, что сила пришла от Вишну. Так, Брахма дал Джйотиш-Видйа — знание Астрологии — своим сыновьям (Нараде Муни, четырем Кумарам и другие), которые в свою очередь дали его своим ученикам (Вйасадэве и другим).
Это знание передавалось через ученическую преемственность до начала Кали-Йуги, потому что в то время стали необходимы книги, потому что человеческие способности запоминания значительно уменьшились. Ранее дети Браминов просто запоминали все. Так или иначе, в начала Кали-Йуги такие мудрецы как Парашара и Вйасадэва создали так много книг, чтобы Ведическое знание — подлинное знание Истины — не было потеряно в Кали-Йуге.
Это большая трудность – составить книги, даже для великих мудрецов. Вы только хотите дать системы правил, чтобы удостовериться, что суть не потеряна. Тем не менее, это означает, что существует очень много подробностей и тонкостей, которых нет в книгах. Однако, искренний ищущий ученик, который обладает природной проницательностью в
Ведических вопросах, будет способен открыть то, что не передается буквально. Благодаря надлежащему служению и послушанию великой истине много скрытых вещей станут открытыми сердцу такого преданного
человека.
Ведический путь неправильно понимают и отражают многие люди. Ведические писания – это не мифы. В то время как в них могут встречаться интерполяции и гиперболизации и ому подобное, вся основа их истинна. Существует персональный Бог, существует создатель, Ведические времена были. Правитель Ганеша – это не “энергия”, не миф, он реальная сущность.
При облачной погоде мы забываем, что Солнце сияет над облаками. На вершине горы солнечно, когда в долине туман – точно так же, просто потому что оболочки этой Вселенной затрудняют и ограничивают наше вИдение, это не означает, что нет ничего вне нашего вИдение.
Довольно благоразумно доверять Ведической науке, и довольно абсурдно не верить Ведам. Как все началось? – Материалисты никогда не смогут ответить на этот вопрос. Был “Большой Взрыв”? – Это смешно!
Другой факт состоит в том, что правильное Ведическое понимание никогда не является сектантским, догматическим или застывшим, и любой последователь Вед должен быть преданным и добрым. Ахимса – это первый принцип. Если Вы хотите быть счастливы, то распространяйте, давайте.
В начале Парашара-Хора-Шастры и других классических трактатов всегда есть шлоки [строфы], описывающие тех людей, которых можно и которых не нельзя обучать астрологии. Великие мудрецы советуют астрологам (и этому нужно следовать) НЕ преподавать эту священную науку тем, у кого нет веры, тем, кто не следует Ведическому пути, тем, кто не предан, или тем, кто не обладает необходимым интеллектом в области математики, расчетов, пространства и времени и так далее. На Западе эти наставления
не соблюдаются – и любой человек может купить книги, купить программы, посещать семинары и изучать Джйотиш. Это не хорошо; все же с другой стороны мы можем сказать, что, по крайней мере, это знание распространяется – может благодаря этому будет прощение за нарушение этого закона. Если Веды не пришли на Запад, то Запад никогда не смог узнать об этом Знании, и это было бы хуже чем неправильное использование Вед.
Тем не менее, если вы чистосердечны и серьезно относитесь к глубокой истине, тогда вы не должны допускать такую снисходительность к самому себе. Так только оправдывают себя новички. Не забывайте об ответственности.
Старайтесь жить чисто, без алкоголя, наркотиков, мяса и любых грубых (низких) дел и поступков. Станьте Брамином в действии – чистым, сострадательным, терпимым, всегда изучающим достойные вещи, помогающим всем и преданным истине. Четыре столпа религии или Дхармы – это: Правдивость, Сострадание, Чистота и Аскетизм (Простота).
Практикуйте их.
Не старайтесь получить все, что вы хотите (аскетизм). Вы тогда просто станете материалистом, который слишком подчинен своим временным телом и временными желаниями тела. Будьте удовлетворены тем, что приходит без слишком больших стараний.
Будьте сострадательны ко всем живым существам. Требуйте многого от себя, но будьте добры к другим, при этом мягко вдохновляйте их улучшать собственную жизнь.
Будьте чисты во всех смыслах: в здоровье, телом, в еде, в мышлении, в разговоре. Прикосновение с Тамасической гуне грязно, поэтому избегайте этого. Если вы связаны с чем-то низким (грязным), то вы сами становитесь низким – поэтому общайтесь с чистотой.
Будьте честны и правдивы – писания говорят, что в Кали-Юге осталась последняя четверть Дхармы (оживленность Природного Закона).
Такие принципы являются основой любого Ведического обучения. Ведическая наука – это священное и достойное занятие, и необходимо “заплатать цену” в виде соблюдения Ведических принципов, чтобы получить знание Вед или Веданг.
Гуны — качества поведения и природы
Существуют три качества (свойства) Природы — три гуны: 1) Тамас, 2) Раджас, и 3) Саттва — 1) препятствие, 2) деятельность и 3) расширение развитие; или 1) масса, 2) энергия, и 3) интеллект, разум. В человеке эти три гуны выражаются как 1) невежество или инерция; 2) деятельность или борьба; и 3) мудрость.
На космическом уровне существуют два основных выражения Праны. Первое выражение Праны – это непроявленный аспект Праны, которая является энергией Чистого сознания, трансцендирующего все мироздание (выходящего за пределы творения). Второе выражение Праны или проявленная Прана – это сама сила творения. Прана является результатом качества (гуны) Раджаса — активной силы Природы (Пракрити). Сама Природа состоит из трех гун: Саттвы или гармонии, которая дает начало
разуму, Раджаса или движения, которое дает начало Пране, и Тамаса или инерции, которая дают начало телу.
Несомненно, можно приводить доводы, что Пракрити — Природа — прежде всего является Праной или Раджасом. Природа – это активная энергия или
Шакти. Вследствие притяжения или влечения высшего “Я” — Чистого Сознания (Пуруши) — эта энергия становится сатвической. Вследствие инерции невежества эта энергия становится тамасической.
Тем не менее, даже Пуруша — высшее “Я” — может считаться непроявленной Праной, потому что Пуруша является формой энергии сознания (‘Дэва-атма-Шакти‘ или ‘Чити-Шакти‘). Из непроявленной Праны Чистого Сознания возникает проявленная Прана мироздания, благодаря которой вся вселенная обретает существование.
В отношении нашего физического существования, Прана — жизненная энергия — является разновидностью элемента Воздуха, прежде всего это – кислород, который мы вдыхаем, который дает нам жить. Как воздух возникает в эфире (пространстве), Прана возникает в пространстве и остается тесно связанный с ним. Везде, где мы создаем пространство,
энергия — Прана — должна там возникнуть автоматически.
В Ведической системе элемент Воздуха относится к осязанию. Воздух на тонком уровне является прикосновением. Через осязание мы ощущаем себя живыми и можем передать нашу силу жизни другим. Как воздух возникает в пространстве, так осязание есть результат звука, который является качеством органа чувств, соответствующего элементу Эфира
(Пространства). Благодаря звуку мы пробуждены и ощущаем наши более широкие связи с жизнью в целом. На тонком уровне Прана – это результат качеств прикосновения (осязания) и звука, которые неотъемлемы от сознания. Фактически Прана обладает своей собственной оболочкой (телом).
Оставив в стороне аргументы Шиваизма и Вайшнавизма можно сказать, что когда Бог, который олицетворяет Пурушу (мужское начало), вступает в Йогу с Шакти, олицетворяющей Пракрити (женское начало), на различных уровнях трех гун (Саттвы, Раджаса и Тамаса), Он выполняет различные роли, свойственные этим гунам. Когда Он вступает в Йогу с Саттвой (Шри-Шакти), он сохраняет вселенную. Когда Он вступает в Йогу с Раджасом (Бхуу-Шакти), он создает вселенную, а когда Он вступает в Йогу с Тамасом (Ниила-Шакти), он уничтожает или разрушает вселенную; и этот цикл творения, сохранения и уничтожения продолжается и продолжается. Это
объясняет концепцию Троицы (Тримурти), Брахма — Создатель, Вишну — Хранитель, и Шива — Разрушитель, которые соответственно представляют Раджастическую, Саттвическую и Тамасическую гуны, и их супруг — Шакти (Тридэви), то есть Маха- Сарасвати, Маха-Лакшми и Маха-Парвати. Это объясняет Шакти как Женские Силы.
Shortlink for this post:
https://jyotisha.net/?p=7024