Утвердившись в Бытии, человек способен наилучшим образом использовать окружение; какое оно – не имеет значения; его преобразовывают в благоприятное для осуществления желания индивидуума.
Никакое окружение нельзя считать абсолютно плохим или совершенно бесполезным. Если ум не способен извлечь выгоду из своего окружения, то происходит это из-за его собственной слабости. Например, человек сидит в комнате, полной пыли и грязи. Если его ум прочно обосновался в удовлетворении, радости и мире, он излучает эти качества вокруг себя и не обращает внимания на грязь и пыль. Или он начинает подметать комнату, вытирать пыль, и, делая это, он не чувствует себя несчастным, так как даже частицы пыли отражают радость его сердца.
Напротив, если человек печален или напряжен, он становится еще более печальным и напряженным. Состояние помещения все больше и больше увеличивает его напряжение, и он думает, что именно грязь в комнате делает его печальным и напряженным. Но это не так. На самом деле, именно уныние его ума приумножает себя, отражаясь от пыли в комнате. Будь он радостным, радость бы отражалась от пыли в комнате. Именно внутреннее состояние ума делает человека радостным или несчастным в любом окружении.
Если кто-то делает язвительное замечание, развитый ум, который полон радости, любви и удовлетворения, отвечает на него прощая. Радостный человек, обладающий таким умом, не сердится на того, кто не прав. Сильный ум – терпим; слабый ум – легко подавляется окружением и все замечания и оскорбления принимает на свой счет.
К этому можно добавить еще один момент: если человек сомневается в поведении другого человека, в нем будут оставаться сомнения, даже если тот выражает любовь и радость, встречая его, так как сомнения присутствовали до того, как начался разговор. Итак, сомневающийся или недобрый ум не может наслаждаться даже радостью и искренностью окружения. Поэтому сомнения порождаются не настоящим поведением человека, а самим состоянием ума того, кто сомневается.
Влияние атмосферы на индивидуума зависит от его собственного состояния ума. В соответствии с состоянием его ума, изменяется природа атмосферы. Если он подносит к глазам красное стекло, он все видит красным; если он смотрит через зеленое стекло, он видит все зеленым. Каково бы ни было состояние ума человека, оно отражается от всего в окружении. Атмосфера будет оцениваться соответственно состоянию ума индивидуума.
Индивидуум отвечает за атмосферу. Он создает её, и она, в свою очередь, влияет на него. Если ум человека сильный, функционирующий на полную мощность, то человек способен наилучшим образом использовать свое окружение и обстоятельства. Искусство действия и искусство поведения заключаются в том, чтобы сделать неблагоприятное окружение благоприятным для нас. Атмосфера существует для того, чтобы мы использовали её, а не для того, чтобы делать нас несчастными. Если кто-то что-то сказал, это его действие, его ответственность. Если это полезно для нас, мы наслаждаемся этим, принимаем это, думаем об этом, руководствуемся этим в действии и извлекаем из этого выгоду. Но если это не приносит пользу или не возвышает нас, то мы не думаем об этом, не обращаем на это внимания. Если это выражение чего-то плохого, за что мы не ответственны, но говорящий все же обвиняет нас, он находится на стороне неправды. Мы не берем это в голову и не размышляем над этим. Если же мы будем так делать, то будем засорять свой ум плохой мыслью, которая возникла не по нашей вине.
Поэтому мы должны так развивать свой ум, чтобы естественно думать и действовать возвышающим нас и полезным для нас образом. Так выигрываем мы и другие. Мы не поощряем недоброжелательных и приносящих вред мыслей, отрицая или принимая их; безразличие – вот оружие, которое мы должны использовать против негативных ситуаций в жизни.
Таково искусство поведения. Если кто-то поступил несправедливо по отношению к нам, мы не таим это в себе или не думаем об этом; возможно, это была ошибка. Если мы позволяем этому чувству повлиять на наши будущие действия в отношении этого человека, то мы не даем ему возможности улучшить его отношения с нами и потому тоже страдаем. Даже если он действительно скрывает нездоровое чувство к нам, выигрывает он и мы сами, если относимся к нему с любовью и терпимостью. Таким образом, мы способствуем оздоровлению атмосферы, а улучшенная атмосфера лучше служит нам.
Следовательно, первый принцип, который позволит нам овладеть искусством поведения – наполнить наш ум блаженством, миром, гармонией, свежестью и разумом с помощью практики Трансцендентальной медитации. Как мы видели раньше в части “Искусство Бытия” [см. “Тело и искусство Бытия”, и “Окружение и искусство Бытия”], когда ум достигает уровня Бытия, тело также достигает этого уровня. Следовательно, своими мыслями, словами и действиями, и даже своим присутствием мы излучаем влияние жизни, мира, гармонии и радости.
Чтобы улучшить отношения, мы должны сначала улучшить свой собственный ум, и тогда наше поведение станет лучше. Действительно, на грубом уровне поведения наша речь и манеры должны быть отполированы, но искусство поведения подразумевает нечто большее. Основа – искусство Бытия, техника, поднимающая нашу жизнь на такой уровень, что мы естественно и искренне ведем себя хорошо, в гармонии и радости. Мы никогда никоим образом не должны быть неестественными в своем поведении. Такое естественное поведение на высоком уровне требует, чтобы индивидуум был прочно установлен в самом себе и поддерживал непоколебимый статус Бытия. Благодаря этому, что бы человек ни воспринимал во внешнем мире, он способен любить и наслаждаться этим; его не расстраивает антиобщественное или неправильное поведение.
Если люди повсюду начали бы медитировать по несколько минут утром и вечером, контактируя с трансцендентным Бытием, то все общественное поведение достигло бы идеального состояния, так как техника поведения, которую мы обсудили, не только приносит удовлетворение в индивидуальную жизнь, но и улучшает атмосферу, несёт гармонию и уменьшает страх, ненависть, напряжение, жестокость и противоречие. Искусство поведения делает жизнь индивидуума счастливой, привносит большую гармонию в семейную жизнь, наполняет большей любовью и доброжелательностью общество и улучшает отношения в мировом сообществе.
При отсутствии искусства поведения возникает совсем противоположный эффект. Напряжение растет в семье, в обществе и в международных отношениях, неизбежно возникает угроза мировой войны и уничтожения жизни. Данный аспект более детально рассматривается в главе “Проблема мира во всем мире”. Когда Бытие пропитывает умы индивидуумов, социальные отношения улучшаются автоматически и естественно, огромная гармония рождается в атмосфере, спадает напряжение, и мир становится лучше для жизни людей в нем.
Shortlink for this post:
https://jyotisha.net/?p=5069
View Comments