‘
Что означают слова «сынку», «старче», «отче», «деда», «доча», «человече», «друже», «орле», «княже»,«врачу», «Велесе», «Боже», «Господи»?
Звательный падеж/форма слова (вокатив/’vocativus’, “кличная форма”) — особая форма имени (существительного), выделяющая объекта (человека, явление, предмет, сущность), к которому обращаются в тексте (предложении/фразе).
Исторически звательная форма была в индоевропейском языке и его системе падежей. Она существует в латыни, Санскрите, древнегреческом. Но она была утеряна многими современными индоевропейскими языками, хотя некоторые языки сохранили её до нашего времени, например украинский, белорусский, польский, сербский, греческий, цыганский, кельтский, шотландский, ирландский, латышский, литовский, румынский, грузинский, арабский, корейский и многие другие.
“””
В древнеславянском языке, как и во всех прочих древних славянских языках падежная система состояла не из 6 падежей, а из 7. Седьмой падеж/форма – это звательный падеж («вокатив»).
Цитата из учебника древнерусского языка:
Седьмой падеж — звательный — служил для выражения грамматического обращения. Он имел особые формы лишь для существительных мужского и женского рóда в единственном числе, а в остальных случаях не отличался от именительного (например, Чему, господине, насильно вѣяши в «Слове о полку Игореве»). Нередко звательный падеж называют не падежом, а звательной формой, так как он не выражал отношений существительного к другим словам в словосочетании. Однако он мог иметь зависимые слова и не может быть исключён из системы склонения, значит, его допустимо считать падежом.
К сожалению, эта форма слова исчезла в современном русском языке. А ведь она часто используется при доверительном общении, и фраза показываете более близкие взаимоотношения или уважительное отношение.
Для слов мужского рода, оканчивающихся на твёрдый согласный, использовалось окончание «-е»; для тех же, что оканчивался на мягкий согласный, использовалась «-у».
Для слов женского рода использовалось окончание «-о».
Есть дополнительные правила так.
Для старославянского языка правила были подобные, как и во всех славянских языках.
В процессе словоизменения происходило чередование согласных: “к” – “ч” (человек – человече; їжак – їжаче), “г” – “ж” (бог – боже, друг – друже), “x” – “c” (влах – власе), “с” – “ш” (бес – беше, но Велес – Велесе), “з” – “ж” (князь – княже).
“””
Звательный падеж, вокатив — форма имён, употребляемая в качестве обращения.
В строгом смысле слова это не есть настоящий падеж. Как возглас, звательный падеж стоит всегда вне синтаксического отношения к другим членам предложения и поэтому может быть сравниваем с междометием, с которым имеет нечто общее (ср. такие звательные падежи, как Господи! Батюшки! и т. д., с междометиями вроде morbleu, parbleu, Potztausend и т. д.).
Звательный падеж в индоевропейских языках имеет или собственные формы, ведущие свое начало из индоевропейского праязыка, или заменяется именительным падежом. Настоящие формы звательного падежа свойственны только единственному числу имён мужского и женского родов; средний род во всех числах, а также двойственное и множественные числа мужского и женского рода вместо звательного употребляют формы именительного падежа. Часто падежного окончания формы звательного падежа не имеют, так что в них мы находим чистую основу данного слова. Эта черта, быть может, есть остаток глубокой старины и унаследована из дофлективной эпохи, когда именем предмета была чистая основа, без всяких падежных окончаний. Звательный падеж в индоевропейском праязыке отличался особой акцентуацией (ударение переносилось на первый слог: о, мать! = санскр. mâtar, греч. μήτερ. У основ на о и â в звательном падеже замечается особое чередование последнего гласного основы: греч. именительный Λύχο-ς, звательный λύχε; греч. гомер. именительный νύμφά, звательный νύμφα и т. д. У основ на i- и u-имеется полная форма основы: санскр. áve, слав. ношти; санскр. sûno, слав. сынѹи т. д.
Многие языки индоевропейской группы утратили звательный падеж, но некоторые сохранили:
Звательный падеж существует также в некоторых языках других групп: китайском, корейском, арабском, грузинском.
“””
Shortlink for this post:
https://jyotisha.net/?p=4993
Грахи (Силы/«планеты»), Раши (Функции/«знаки»), Бхавы (Сферы/«дома») — основные понятия Джйотиша. текст + видео. Когда мы…
книга "80 интерпретаций карт рождения - Тантра-Джйотиш" автор: Тамара Кузнецова {333} О чём эта книга…
Прогнозы и рекомендации на 2024-й год с т.з. Ведической астрологии Джйотиш, Нумерологии, 60-летнего Ведического календаря.…
Астрологический прогноз на июнь-июль 2023 года — Ведическая астрология Джйотиш — видео 3-й солнечный…
ГрахаГочара (ग्रहगोचर) - это прохождение (транзит) Грахи через Раши с т.з. постоянных текущих (ежедневных) их движений Граха-Гочара [ग्रह गोचर]…
Muhurta — Electional Astrology. by B. V. Raman Contents Chapter 1. The Importance of Muhurtha…